?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

25 сентября 2013

shtyr-builderЕго приезда в Якутию ждут многие: кто-то – чтобы отчитаться за проделанную работу, кто-то – чтобы просить совета и помощи, ну а мы – чтобы взять интервью. Во время июльского визита заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Вячеслава Штырова нам удалось побеседовать с ним о главных стройках республики и узнать его видение наболевших вопросов строительной отрасли.

Встретиться нам удалось в Хандыге, родном поселке Вячеслава Анатольевича, куда он специально приехал на открытие Детского эстетического центра.

— Как давно Вы не были на родине?

— Последний раз я был в Хандыге осенью 2011 году, когда открывали горно-геологический техникум, полтора года назад.

— Вы снова приехали на открытие объектов. Как оцениваете произошедшие преобразования и изменения?

— Республика выгодно отличается от других субъектов масштабами капитального строительства и развитием строительного комплекса. Даже в таких вопросах, как наличие проектных институтов. Когда я был руководителем республики, к нам часто обращались губернаторы Камчатского края, Еврейской автономной области, амурчане с просьбой дать своих проектировщиков для выполнения различных подрядных работ. Во многих других субъектах сеть проектных институтов исчезла, а у нас осталась.

«Якутпроект», «Сахапроект», «Утум+» и многие другие могут выполнять проекты самого разнообразного характера. И открывшийся в Хандыге Детский эстетический центр — тому доказательство. Это совершенно уникальный проект не только с точки зрения архитектуры, но и реализации, там достаточно сложный конструктив, металлическиеконструкции и перекрытия. Объект построен, и построен очень хорошо благодаря нашим талантливым проектировщикам и строителям.

Последние 10 лет мы сориентированы на собственные подрядные организации, между которыми по результатам тендеров распределяются заказы, все загружены работой. В Центральной России, той же Смоленской области, строят в основном приезжие строители. У нас же свои, живой строительный комплекс.

ГЛАВНЫЕ СТРОЙКИ ЯКУТИИ

— Если говорить о стройках не только в масштабах промышленно-гражданского строительства, какие из них Вы бы отметили как наиболее значимые для республики?

— 2013 год – год пуска железной дороги до Нижнего Бестяха, и завершение строительства железной дороги — пожалуй, самая важная стройка этого года. Само железнодорожное полотно уже уложено, но остался достаточно большой объем работы – строительство станций, систем автоматизации и сигнализации.

Большое значение имеет строительство линий электропередачи, особенно в Западной Якутии: Чернышевский — Мирный — Ленск, которая дальше расходится в две стороны – на запад, в сторону Пеледуя и Витима, и на восток, в сторону Олекминска — Алдана. Также строится ЛЭП от Томмота до Майи. Когда это строительство будет завершено, юг соединится с центром и западом, мы создадим в республике объединенную энергосистему.

Традиционно большое значение имеет программа газификации, которая должна четко и неукоснительно выполняться. Чтобы газифицировать все населенные пункты, необходимо строить газопроводы-отводы по линии действующих газопроводов, а также вести строительство магистральных газопроводов на Борогонцы, Чурапчу, Ытык-Кюель… Это одно из приоритетных направлений, которое требует большого внимания и контроля.



ОТ ВОПЛОЩЕНИЯ ДО ПОТРЕБЛЕНИЯ

— Все, что Вы сейчас озвучили, безусловно, значимые масштабные долгосрочные проекты. Хочется поинтересоваться, какими темпами газ и электричество доходят до конкретных домов к потребителям. Ведется ли эта работа параллельно или, реализуя масштабные задачи за счет федерального бюджета, на уровне республики мы это не решаем?

— Большая энергетика дойдет до конкретного потребителя, когда строительство линий будет завершено, сейчас оно пока в процессе. Например, до ленчан она дойдет уже в этом году, когда будет завершено строительство городской станции «Ленская».
С 2002 года газифицируются населенные пункты вдоль магистрального газопровода, проходящего по территории Кобяйского, Намского и Горного улусов, а также Заречье, Хангаласский, Верхневилюйский и Вилюйский улусы, г.Якутск… Реализуемая сегодня программа газификации уже третья, она предусматривает не только строительство магистралей, но и газификацию населенных пунктов, которые находятся вдоль магистрали.

Жизнь продолжается, появляются новые обстоятельства, нужды. Так, на определенном этапе мы начали газификацию производственных объектов, особенно сельскохозяйственного назначения, занялись массовым переводом котельных с других видов на газовое топливо. Так что приоритеты расставляются, работа ведется поэтапно. Конечно, многим бы хотелось, чтобы газ был сегодня, немедленно, но этого пока не получается. Реализованные предыдущие две программы были четко выполнимые и организованные, в рамках которых газифицированы десятки тысяч домов. В одном только 2003 году было газифицировано больше объектов, чем за предыдущие 10 лет. В дальнейшем темпы только увеличивались. Нельзя, конечно, отрицать и наличие проблем, одной из которых является необходимость вернуться назад и доделать 3-ю линию газопровода с газовых промыслов до Якутска. Причина — недостаточная пропускная способность. Мы развиваем сеть дальше, поэтому объемы поступающего газа – приоритет.

РАЗВИТИЕ — ПРОИЗВОДСТВАМ?

— У любого производства есть максимальная точка, после которой развиваться не имеет смысла, нет экономической выгоды. Сегодня мы достигли ее или производственникам стоит двигаться в направлении увеличения производственных мощностей?

— Конечно, еще не достигли. 2013 год знаменателен для Якутии — начинается разворот по Восточной газовой программе. Это означает, что мы должны построить газопровод, аналогичный нефтепроводу ВСТО, чтобы подать газ из Западной Якутии в Хабаровск. Это огромная стройка. Также нужно освоить газовый промысел на Чаяндинском месторождении, впоследствии и другие месторождения. Когда Чаянда заработает, через 5-6-7 лет, она будет давать для республики доходов, с точки зрения валового регионального продукта, втрое больше, чем алмазная промышленность, доходов в бюджет также будет значительно больше. Обозначенный период времени станет рубежным, когда республика перестанет быть дотационной и станет регионом-донором. Это только один проект, а впереди у нас реализация проектов в Южной Якутии, Томпонском промышленном районе… Из того, что задумано, наш потенциал не реализован и наполовину, так что предстоит еще работать и работать, и роль производственных предприятий в этом значительна!

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СТОЛИЦЫ

— Когда Вы были президентом, многие из решений по изменению столицы республики были приняты по Вашей инициативе — квартальная застройка, дороги, строительство школ. На что сегодня, по Вашему мнению, муниципалитету стоит обратить внимание в первую очередь?

— В Якутске надо завершить строительство опорной дорожной сети, под понятием «опорная» я подразумеваю строительство ключевых магистралей. Две кольцевые магистрали — Пояркова, Лермонтова закончены, следующим пунктом должна стать объездная дорога от Столичного рынка до поселка Геологов, которую дальше необходимо выводить с одной стороны в речной порт, с другой – на Покровский тракт. Это огромная работа, по итогам которой должна быть построена 4-полосная дорога, как на улице Лермонтова.

Еще необходимо доделать две радиальные магистрали — улицу Автодорожную от выезда из города до Покровского тракта и выполнить очень сложную работу по реконструкции улицы Петра Алексеева от площади Орджоникидзе до туберкулезной больницы и дальше до объездной дороги. По последнему объекту много сноса. Сложный объект..

Если все эти проекты реализовать, то в городе не будет пробок.

Что же касается жилищного строительства, первоочередная задача – снос ветхого жилья и квартальная застройка. Раньше мы ставили задачу от улиц Чернышевского и Хабарова поэтапно сносить аварийный фонд до улицы Лермонтова. Эта задача реализована в 36-м и 128-м кварталах, частично в 71 и 72 кварталах, Рабочем городке, квартале «В», но полностью работа не завершена. Из-за опасности, что аварийный фонд будет предоставлен сам себе, если строители уйдут на освоение новых территорий, раньше запрещалось застраивать 203-й квартал. Я считаю, главное – завершить снос всего ветхого жилья, а уже потом двигаться на новые территории, но, реализуя проект застройки 203-го квартала, эту задачу можно совместить.

Якутск нуждается в строительстве нескольких новых общественных зданий — Национальной библиотеки, архива, библиотеки университета. По архивно-библиотечному делу у нас большое отставание. Мы хорошо продвинулись в строительстве спортивных объектов, более или менее обстоят дела с театрами, хотя еще один театр необходим — надо строить Театр эстрады в Рабочем городке. Ну и, конечно, остро стоит вопрос с детскими садами. Раньше мы большое внимание уделяли школам, считали их недостаточное количество главной проблемой. Сейчас ситуация выровнялась, за десять лет в городе построено около десятка новых школ. Настало время уделить внимание детским садам.

Если говорить о медицинских центрах, построены туббольницы и кардиологические клиники, теперь необходимо строить онкологический центр.

Вот такие задачи стоят перед муниципалитетом. В принципе, они не такие уж и сложные, надо просто сконцентрироваться на них и решить.

ТАРИФЫ НА ПОДКЛЮЧЕНИЕ

— Все строители жалуются на высокую стоимость подключения к коммуникациям, из-за этого вырастает стоимость строительства. В конечном итоге платит за это покупатель. Будет ли изменена ситуация в обозримом будущем?

— Это проблема не только нашего региона, она есть во всей России. Раньше ни у энергетиков, ни у газовиков, ни у Водоканала не было возможностей подключать новые объекты. Сплошь и рядом новое жилье просто не было обеспечено инфраструктурой. Тогда выход был найден в доплате за подключение, благодаря чему вопрос возможностей для подключения был решен. Но встал озвученный вами финансовый вопрос у застройщиков. Сейчас он активно обсуждается и прорабатывается на законодательном уровне. Наверное, на осенней сессии законодательство будет изменено. Конечно, до бесплатного подключения мы сразу не дойдем, но форма платы за подключение будет изменена. Эта работа сейчас ведется.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ МОСТУ?

— Строительство моста — наболевший для якутян вопрос. Обыватели считают, что выбранная схема финансирования неправильна. Насколько необходим мост, насколько он необходим в таком виде, насколько реально, по Вашему мнению, его строительство по выбранной схеме финансирования?

— Мост Якутии крайне необходим. Это очень важный и нужный объект, без которого железная дорога играет только половину своей роли. В Якутске сходятся три федеральные и три республиканские дороги, крупнейший речной порт, который невозможно перенести, самый крупный на северо-востоке аэропорт. Все эти объекты нужно объединить железной дорогой. Мост должен быть совмещенным — автомобильным и железнодорожным.

Что же касается финансирования, то все вопросы были решены еще в 2009 году. Мост должен финансироваться за счет программы развития транспорта в размере 50 млрд рублей, заход от моста на Якутск — за счет программы «Дальний Восток и Забайкалье», в которой было предусмотрено 29 млрд рублей. Тогда этого было достаточно, и даже несмотря на инфляцию, достаточно и сейчас. Почему Якутия не получила этих средств, спросите вы? Сработал субъективный фактор, с одной стороны, Минтранс России плохо сработал, с другой стороны – руководству республики необходимо было проявить больше настойчивости и решить этот вопрос. Я считаю, все остальные решения – половинчатые.

Мы расспросили Вячеслава Анатольевича обо всем, что нам казалось важным. А напоследок поинтересовались, с чем бы ему хотелось обратиться к строителям Якутии накануне профессионального праздника.

— Я поздравляю всех строителей Якутии с праздником! Строительный комплекс у нас очень развит, и якутяне должны гордиться успехами и достижениями наших строителей. Они это, действительно, заслужили. Строителям же желаю главного: чтобы у всех всегда были заказы и подряды.

Евдокия Неустроева,
главный редактор журнала «Строительный вестник».
Опубликовано в газете АБ №44 от 5 сентября 2013

Все участвуем в благотворительной акции помощи пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке! Посылаем СМС со словом "Вместе" на короткий номер 4447

Байки "Острова везения"

"Остров везения" - это некоторым образом филиал изначального блога "Байки на ночь от Валерия Зудова" на mail.ru. Все посты оттуда потихонечку перекочевывают сюда, чтобы не пропасть для истории из-за невнятной политики хостинга "Мыла". В то же время "Остров везения" - совершенно самостоятельный блог, где я говорю и делаю, что хочу, в рамках здешнего Пользовательского соглашенния. Разумеется, так же позитивно и иронически.

Latest Month

Октябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Разработано LiveJournal.com
Designed by Jared MacPherson